Поиск по медицинским сайтам:
<a href="http://instaforex.com/ru/contest_forex_fastride.php?x=CBKY">InstaForex</a>

Если ребенок с нарушенным зрением включен в жизнь семьи, воспитывается не иждивенцем, а помощником мамы и папы, его обучение может быть естественным образом вплетено в повседневную жизнь, исходить из круга его обязанностей. Например, ребенок ежедневно готовит стол к вечернему чаю: кладет 3 чашки, 3 блюдца, 3 чайные ложки. Но вот приехала в гости бабушка. Мама предлагает подумать и сосчитать, сколько теперь чашек, блюдец и ложек понадобится. Или папа уехал в командировку. И снова задача, изменение в сервировке. Ребенок считает, сколько теперь чашек понадобится. Постижение таким образом основ математики делает естественным и понятным постижение и состава числа, и простых математических действий, а главное, побуждает ребенка мыслить, формирует познавательный интерес.

Обратим внимание родителей еще на одно необходимое условие готовности к школьному обучению ─ воспитание положительной учебной мотивации, т. е. желания учиться. Часто детей привлекает только новая школьная форма, ранец с металлическими замками и ремнями, стремление называться школьником, желание получать только пятерки ─ все это поверхностная, нестойкая мотивация. Наступают школьные будни, ребенок встречается с первыми трудностями, и интерес к школе, к учению пропадает. Ребенок перестает понимать, зачем он учится, и весь процесс учебы проходит, как подчинение требованиям взрослых, не только не доставляя ему удовольствия, но и становясь принудительной и неприятной обязанностью.

Важно уже в дошкольном возрасте формировать интерес не к внешним атрибутам школьной жизни, а к самому процессу познания. Стремление узнать новое, интересное, научиться тому, чего не умеешь, любознательность, жажда общения ─ те мотивы учения, которые будут способствовать не только приобретению определенной суммы знаний и умений, но и станут побудительной силой к самостоятельному добыванию новых знаний и умений, к видению и творческому разрешению возникающих проблем.

Формируется такая мотивация не просто. Старайтесь своей занятостью или усталостью не погасить искорки детской любознательности, почаще посещайте цирк и зоопарк, детские спектакли и выставки, читайте и обсуждайте книги. Задания, которые вы даете ребенку, вопросы, которые вы обсуждаете, должны постепенно усложняться, представлять для ребенка проблему, с которой, потрудившись, предстоит справиться. Главное ─ видеть в своем ребенке, несмотря ни на что, не обиженного судьбой инвалида, а развивающуюся личность.



Дети играют... Как в капле воды отражается в игре ребенка целый мир, его впечатления, представления, понимание окружающего. Игру называют школой жизни, школой отношений, школой чувств ребенка. В игре ребенок овладевает предметным миром ─ постигает мир вещей, созданных руками человека, помогает понять их смысл, их предназначение. В игре ребенок имеет возможность примерить на себя роль взрослого: мамы, врача, строителя, действовать в соответствии с этой ролью, переживать в соответствии с ней, а значит, обогащаться и интеллектуально, и нравственно, и эмоционально.

Присмотритесь к тому, во что и как играет ваш ребенок, какие игрушки использует в игре. Часто родители довольны, когда ребенок занят чем-то и мало их беспокоит. Ребенок с нарушениями зрения может изо дня в день перебирать кубики или стучать лопаткой по батарее, а родителей это мало тревожит: здоров был бы да сыт!

Однако игра ─ это, с одной стороны, показатель развития ребенка, а с другой, способ его развития.

Слепые и слабовидящие дети испытывают большие трудности в игре. Их игры часто бывают чрезвычайно однотипны и примитивны по содержанию, разворачиваются без игрушек или предметов, их заменяющих. Например, игра незрячих первоклассников «Метро» выглядит так: трое ребят сидят под партой, громко гудят, подражая гудению электрички. По очереди произносят: «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция...» Игра без каких-либо существенных добавлений повторяется ежедневно в течение длительного времени. Примерно также с небольшими видоизменениями выглядит игра в автобус, семью и пр.

Причины неумения незрячих детей играть многообразны. Это связано, прежде всего, с тем, что дети с недостатками зрения часто не могут усвоить действия взрослых по подражанию, а следовательно, у них мало жизненного материала для игр. Часто мир слепого или слабовидящего ребенка замыкается пространством его комнаты. Да и круг общения ребенка порой ограничивается только родителями. Неудивительно, что дети, неумеющие играть, при поступлении в школу демонстрируют низкий уровень общего развития, необщительность, безынициативность, пассивность. Учителя начальных классов, воспитатели подчеркивают необходимость специального обучения игре слепых и слабовидящих дошкольников в детском саду или в семье.

Готовя ребенка к школе, старайтесь как можно больше расширять круг его представлений и впечатлений. Ребенку интересно и важно все: и работа продавца в магазине, и действия врача и устройство автобусного гаража. Старайтесь, чтобы полученные ребенком впечатления впоследствии обыгрывались, а чтобы это стало возможным, обращайте его внимание на существенные детали, если есть возможность, подведите его поближе к интересующему объекту или дайте потрогать (тщательно осмотреть).

Учите ребенка игровым действиям: как продавец взвешивает продукты, упаковывает покупку, как водитель управляет автомобилем, как медсестра делает укол или ставит горчичники.

Обучение ребенка с нарушениями зрения сюжетно-ролевой игре «Поликлиника» можно проводить так.

Сегодня утром вы с ребенком посещали врача. Он полон впечатлений от самого помещения поликлиники, от ожидания в приемной врача, от беседы с доктором, от общения с медсестрой. Хорошо, если вы, не торопясь, походили по поликлинике, рассказали о том, какие врачи ведут прием, чем занимается отдел регистратуры или процедурный кабинет, попросили ребенка понаблюдать во время приема, в чем разница в работе врача и медицинской сестры.

А вечером в кругу семьи ребенку можно предложить игру в поликлинику. Сначала в роли врача может выступать мама. Ребенок выполняет роль пациента. Побуждайте ребенка к анализу и оценке своих действий и действий партнера по игре. Но обсуждение игры должно происходить не во время развития сюжета, а по окончании игры. Важно тактически умелое руководство игрой со стороны родителей: показ правильных действий, ненавязчивое исправление возможных ошибок, неточностей. Хорошо, если за время игры ребенок побывает в роли пациента, врача, медсестры и санитарки, если в игру будут включены родители, брат или сестренка и, конечно, куклы.

Для успеха игры чрезвычайно важны атрибуты: куклы разных размеров с набором соответствующей одежды, кукольная мебель и посуда, строительный материал и пр. Старайтесь давать ребенку для игры и реальные вещи. Так, использованный одноразовый шприц без иглы или папина флотская бескозырка могут побуждать ребенка к развертыванию интересных и полезных для его развития игр. При этом следите за тем, чтобы ребенок использовал предметы в соответствии с их свойствами и функциональным назначением.

на предыдущую страницу                          следующая страница

Яндекс.Метрика
Справочные и информационные материалы Яндекс цитирования
Сделать бесплатный сайт с uCoz