|
Подскажите ребенку, что недостающие в игре предметы могут быть заменены другими, со сходными свойствами: так, если у маленького врача не оказалось под рукой термометра, мама может посоветовать ему заменить термометр карандашом, палочкой, похожими по форме. При подготовке дошкольника с нарушением зрения к поступлению в 1-й класс полезно использовать различные дидактические игры: детское лото, домино, печатные настольные игры (разрезные картинки, игры-путешествия с фишками и пр.) Игры, содержащие правила, чрезвычайно важны для шестилеток, готовящихся стать первоклассниками, так как учат выполнять действия по инструкции, быть внимательным, сравнивать свои действия с действиями партнеров. Имеющиеся в продаже игры можно использовать, приспособив для восприятия слабовидящих, частично-зрячих и даже слепых детей. Так, например, для частичнозрячих детей рисунок на карточке лото или разрезной картинке можно обвести черной тушью ─ так он лучше воспринимается. Для слепого ребенка простое изображение (яблоко, домик, флажок и пр.) можно заменить, аппликацией из различного вида бумаги: бархатной, глянцевой, наждачной. Прекрасный игровой материал (его можно использозать для слепых и слабовидящих детей) для развития мышления, воображения, сообразительности, памяти собран в книге Б. Никитина «Ступени творчества». Эти игрушки-пособия легко изготовить в домашних условиях из пластика, цветного картона, шнурков, проволоки. Все они являются прекрасными тренажерами не только для развития интеллекта ребенка, но и для его рук, что, как мы уже отмечали, очень важно для подготовки ребенка к обучению в школе. Еще одно необходимое условие развития слепого или слабовидящего ребенка и подготовки его к школе ─ умение общаться со взрослыми людьми и особенно со сверстниками. ...Дима пришел в школу совершенным дичком. На любой вопрос учителя краснел и прятал лицо в складки маминой юбки. ─ «Он у меня такой, ─ объясняла учителю мама, ─ боится всех чужих: и взрослых, и детей. Да и немудрено это; я на работе целый ден, а он с 3-летнего возраста с глухой да подслеповатой бабушкой». Сколько труда пришлось приложить педагогам, чтобы Дима смог преодолеть свою робость, неконтактность, смог отвечать на уроке, играть с одноклассниками! И как тяжело давалось мальчику привыкание к новой обстановке: обилие разнообразных шумов, беготня детей, многоликость взрослых. Были и слезы, и нежелание идти в школу, и стремление убежать от детей и учителей, скрыться, спрятаться... Одной из наиболее острых проблем детей, поступающих в 1-й класс специальной школы ─ неумение общаться. Болезненная робость и застенчивость, постоянное стремление «уйти в себя» или, напротив, крикливость, повышенная конфликтность, агрессивность ─ явления довольно частые. Причины их многообразны: это и особенности возбудимости нервной системы, и реакция стресса на проблемы первого года обучения. Но чаше всего ─ результат невнимания родителей к сфере общения ребенка. Попробуйте проанализировать круг общения своего ребенка: кто в него входит, достаточно ли он разнообразен, присутствуют ли в нем сверстники, дети с нормальным зрением. Ограниченный, узкий круг общения слепого или слабовидящего ребенка лишает его важного средства пополнения жизненного опыта, познания действительности и приспособления к ней. 5-6-летнему ребенку просто необходим выход за пределы семьи. Для подготовки к школе важно, чтобы он побольше бывал в детском обществе. Даже если ваш ребенок посещает специализированный детский сад и, по вашему мнению, пресыщен общением, все же старайтесь, чтобы круг его общения не состоял исключительно из детей с нарушенным зрением. Важно, чтобы он имел друзей среди зрячих детей, играл с ними, бывал в гостях и чувствовал себя при этом естественно и свободно. Безусловно, непросто ввести ребенка в мир, отличающийся от его собственного. Но помните, ему предстоит жить среди зрячих людей, с ними общаться, сотрудничать. Эти умения не приходят сами по себе, они формируются уже в дошкольном возрасте. Для начала посетите семью соседей, где есть сверстник вашего ребенка. Объясните родителям и самому малышу особенности вашего ребенка. И только затем пригласите соседского ребенка к себе в дом. Поиграйте с детьми в доступные для каждого из них игры. Хорошо, если контакты между детьми станут постоянными и для обоих желанными. Необходимо, чтобы ребенок имел опыт общения не только с детьми, но и со взрослыми: умел обратиться к знакомому или незнакомому человеку с вопросом, просьбой, поблагодарить за услугу, подарок, извиниться в случае причинения беспокойства или неудобства. Учите ребенка быть внимательным к собеседнику и определять его состояние и настроение по мимике, позе, голосу. Немаловажно и то, владеет ли ваш ребенок этими средствами общения: отражает ли его мимика реальное настроение, соответствуют ли высказываниям жесты, выразительна ли речь. Часто именно эти внешние факторы являются препятствием для установления контактов людей с нарушениями зрения с окружающими их зрячими людьми. Родители слепых и слабовидящих детей и тифлопедагогов отмечают маскообразность, анемичность их лиц, однообразие мимических реакций, практическое отсутствие жестов, монотонность голоса. Это подчас отталкивает зрячих детей и даже пугает. Примером тому может служить рассказ матери слепого мальчика Саши А.: «...Как-то соседский мальчик, ранее мирно игравший в комнате с моим сыном, со слезами прибежал ко мне на кухню и заявил, что не будет больше играть с Сашей. «Он плохой, злой! Я не хочу с таким дружить!» ─ плакал он. Я, конечно, постаралась разобраться в сути детского конфликта. Оказалось, что зрячий мальчик случайно прищемил в игре палец. Мой Саша принялся утешать его. Слова произносил добрые, хорошие, и чувства его, я уверена, были искренними, но на лице блуждала «хитрая» (по выражению зрячего ребенка) улыбка. А я потом сама стала замечать, что эта улыбка у него появляется очень часто: когда его кто-нибудь обидит, огорчит, когда он кого-нибудь жалеет. У меня очень добрый и отзывчивый мальчик. Неужели он так и останется непонятым людьми?» Практика работы тифлопедагогов показывает, что научить детей с нарушенным зрением правильной мимике, жесту, позе ─ задача трудная, но осуществимая. Эффективность ее решения зависит и от того, насколько подключена к этой работе семья. |
|