Анализ жизни семей, где растут и воспитываются дети с дефектами зрения, показывает, что, несмотря на различные позиции, есть нечто общее, характерное во взглядах родителей всех групп: слепые и слабовидящие дети занимают особое положение в семье. Оно проявляется в сентиментальном детоцентризме, который приводит впоследствии к социальной и психической зависимости от окружающих. Но это не вина, а беда родителей детей с тяжелыми зрительными дефектами. Ни мать, ни отец в своем подавляющем большинстве не готовятся опытом всей предыдущей жизни к адекватному отношению к слепому ребенку, не знают, как и чему его надо обучать, как с ним общаться. Для них слепой ребенок «сплошной вопросительный знак». Даже те родители, которые проявляют активность в получении необходимой информации о развитии ребенка со зрительным дефектом, не знают, к кому следует обратиться за помощью, где получить методическую литературу.
Большую заинтересованность в просвещении родителей слепых и слабовидящих детей проявляют общества слепых нашей страны, Санкт-Петербургская ассоциация родителей детей-инвалидов по зрению. Издательство «Просвещение» в последние годы выпустило несколько сборников и методических пособий по воспитанию слепого и слабовидящего ребенка в семье. Но издаваемая в стране литература для родителей детей с дефектами зрения имеется в ограниченном количестве и мало доступна тем, кто в ней остро нуждается. Трудности, с которыми встречаются родители, особенно маленьких слепых и слабовидящих детей, обусловливают необходимость издания библиотечки по их воспитанию.
Прочитав библиотечку, родители найдут ответы на волнующие их вопросы о причинах рождения слепых и слабовидящих детей, об особенностях их физического развития в условиях зрительного дефекта, о возможностях и путях стимулирования познавательной, игровой и другой деятельности малыша, о способах общения с родителями, братьями, сестрами, о необходимости и возможности обучения детей ориентировке на основе использования сохранных органов чувств.
Библиотечка может быть полезна студентам тифлоотделения дефектологических факультетов, которым предстоит работать педагогами специальных дошкольных и школьных учреждений. Материалы библиотечки помогут будущим тифлопедагогам глубже изучить детей и оказывать действенную помощь родителям. И, наконец, библиотечка может быть прочитана всеми теми людьми, кто еще не знает и не осознает того факта, что среди нас живут дети с физическими недостатками, которые при благоприятных условиях могут преодолеть последствия зрительного дефекта и найти свое место в жизни. Содержание библиотечки нацеливает на внимательное и гуманное отношение, доброжелательную и действенную помощь маленьким детям с дефектами зрения в компенсации тех трудностей, которые встают на их жизненном пути с момента рождения.
Литература
Кондратов Л. М. Если ребенок не видит. М.: ВОС, 1991.
Феоктистова В. А. Участие родителей в подготовке слепых детей и подростков к самостоятельной социально-трудовой жизни в обществе // Сб. Опыт социальной реабилитации незрячей молодежи средствами трудового обучения профориентации. М.: ВОС, 1988. С. 11-16.
Хорош С. М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Дефектология. 1991. № 3 С. 88-92.
Литвак А. Г. Тифлопсихология. М.: Просвещение, 1985. 207 с.
Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1980. 180 с.
Егорова Л. В. Общение слепых детей младшего дошкольного возраста // Сб. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л., 1981.
Кульбуш Е. А. Овладение пространством слепыми детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Сб. Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. С. 67-75.
Солнцева Л. И., Семенов Л. А. Элементарное обучение ориентировке и мобильности в пространстве слепых детей //Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. М.: ВОС, 1989. 76 с.
Волкова Л. С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. Л.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1991.
Иванова В. К. Работа логопеда в детском саду для детей с нарушениями зрения // В кн.: Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. М., 1978.
Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., 1957.
Зайцева Н. Н. Занятия по социально-бытовой ориентировке ─ новое направление в работе специальной школы // Сб. докл. науч.-практич. конф. Минск: Полымя, 1991. С. 168-171.
Кондратьева С. И., Сташевский С. В. Содержание и методы коррекционных занятий со слепыми детьми в часы коррекции. М.: ВОС, 1990. С. 46-65.
Рычашкова Н. Упражнения на закрепление правил культурного поведения // Дошкольное воспитание. 1989. № 3.