|
Однако не следует забывать о том, что игра сможет положительно повлиять на развитие ребенка только в том случае, если вы сами примете в ней активное участие, и в роли не пассивного наблюдателя, а участника и творческого организатора. Это обусловлено тем, что дети с нарушениями зрения (особенно до 3-4 лет) не могут без помощи взрослого подготовить условия для игры: подобрать игрушки, выбрать сюжет, распределить роли, выполнить действия, характерные для каждого персонажа, развернуть полноценный сюжет. Дефект зрения мешает им в полном объеме воспринимать окружающие предметы, подражать действиям, которые выполняет взрослый. Ваша помощь в этот период заключается в том, чтобы научить ребенка правильно пользоваться слухом, осязанием, обонянием и вкусом при восприятии окружающего мира и отражении своих впечатлений в игре. Вам необходимо помочь ребенку научиться играть с предметами, игрушками, детьми. Руководя руками ребенка, следует показать, какие движения ему надо делааь руками и телом. К сожалению, он не научится этому по подражанию, как дети с сохранным зрением, ему нужны ваша поддержка и участие. Процесс обучения игре длителен и сложен. Он с каждым годом жизни ребенка будет обогащаться и становиться более интересным не только для вашего малыша, но и для вас. Постарайтесь при этом следовать следующим правилам: 1. постоянно расширять представления ребенка об окружающих его предметах (называть их, рассказывать об их внешнем виде, характерных признаках, свойствах и особенностях, указывать на их назначение и показывать по возможности способы применения); 2. предоставлять малышу возможность для обследования предметов, разных по форме, фактуре, назначению; 3. создавать ребенку условия для проявления самостоятельности при выполнении показанных ранее действий с предметами и игрушками, не мешать ему, если он сам захочет познакомиться с новыми предметами; 4. при подборе игрушек руководствоваться не внешней привлекательностью, а возможностями и интересом ребенка. Игрушки желательно подбирать из разных материалов, средние по размеру, с четко выделенными деталями, реалистично отражающие тот объект, который они изображают (например: зайчик с длинными ушами, четко выделяющимися четырьмя лапами, маленьким хвостиком). Стилизованные игрушки лучше давать ребенку только тогда, когда он уже будет иметь некоторые представления о предметах; 5. привлекать ребенка к выполнению некоторых простейших домашних дел (мытье посуды, подметание полов, поливка цветов, чистка овощей и т. д.). Это необходимо для расширения жизненного опыта ребенка и обогащения сюжета творческой игры. Но, пожалуй, самое главное условие успешного обучения игре в раннем и дошкольном возрасте ─ это положительный настрой на игру, как ребенка, так и взрослого. Очень важно, чтобы вы воспринимали обучение игре не как тяжелую обязанность, а как приятное времяпровождение, полезное и вам и малышу. Не огорчайтесь, если вначале ребенок не будет проявлять интереса к игрушке и действиям с ней, будет ее отталкивать и бросать. Дело в том, что ребенок сам не может догадаться о способе действия с игрушкой, и поэтому его надо научить. В большинсгне случаев дети предпочитают крутить малознакомые игрушки в руках, трясти их, ударять ими о другие предметы, облизывать языком, прикасаться ими к лицу и т. п. Пусть это вас не тревожит, потому что таким образом ребенок с нарушенным зрением познает свойства предметов и игрушек. Если вы будете терпеливы и настойчивы, с вашей помощью он сможет производить самостоятельно действия, соответствующие назначению предмета или игрушки, и тогда игра принесет вашему малышу много радостных минут. предыдущая страница следующая страница |
|