|
Сделайте лицо человека предметом специального изучения для ребенка. Лучше всего, если ребенок подробно осмотрит (при помощи осязания, остаточного зрения) лица своих близких: мамы, папы, бабушки, брата, сестры. Обратите внимание на подвижные зоны лица: брови, рот. Покажите ребенку на своем лице разнообразные мимические проявления: радость, удивление, огорчение и пр. Поупражняйтесь вместе с ребенком в моделировании на лице различных выражений. Например, читая сказку «Коза и семеро козлят», можно предложить ребенку изобразить с помощью мимики и голоса злого Волка, испуганных козлят, горюющую, а потом радостную Козу. Рассматривая с детьми иллюстрации книг, картины, скульптуру обрашайте внимание на мимику и позу изображенных людей. Важно научить ребенка наиболее распространенным жестам: «До свидания» ─ помахать рукой, «Иди сюда» ─ поманить рукой, «Тише» ─ приложить палец к губам, «Согласен» ─ кивок головой, «Не знаю» ─ пожать плечами, «Очень плохо» ─ погрозить пальцем и т. д. Учите детей правильному употреблению этих жестов. Для закрепления введите их сначала в детскую игру и только затем в более широкое общение. Какие же разные эти первоклашки! Вот, например, Витя. Не по-детски серьезен, сосредоточен, способен рассуждать «со знанием дела» на любые темы, прямо маленький старичок! А Павлик ─ весельчак, непоседа, от такого в любую минуту можно ожидать шалости. Надюша, которая за месяц пребывания в школе не вымолвила ни одного слова. Зиночка, все время просящаяся на ручки... Сколько детей, столько и типов. Все они непросто адаптируются в школе. Но наибольшую проблему и для ребенка, и для педагогов представляет характерная для многих слепых и слабовидящих детей позиция «больного ребенка»: ─ Я не буду заправлять постель. Я ничего не вижу. Мне это трудно! ─ Я не могу писать, устали руки. Нельзя заставлять слепого ребенка много работать! ─ Почему мне не хватило места в автобусе! Слепых нужно в первую очередь посадить! Я вот нарочно упаду сейчас ─ будете потом оправдываться перед моей мамой!... Переубедить маленького деспота порой очень непросто. Он пришел в школу с твердой позицией и уверенностью, что и учителя, и воспитатели, и даже одноклассники находятся в школе специально для того, чтобы выполнять за него любую работу, требующую усилий, оберегать от малейших трудностей. Основание для этого ─ вынесенная из семьи убежденность: «Я неизлечимо болен, я инвалид, а значит, все должны заботиться обо мне, помогать мне, жалеть меня». Ребенку трудно осознать, что в специальной школе все дети находятся в одинаковом положении, всем нужны и помощь, и забота, и внимание. Ребенок с позицией «больного» недооценивает свои возможности, готов только получать помощь и абсолютно не умеет ее оказывать в случае необходимости. Таким детям чрезвычайно трудно дается адаптация в школе, установление контактов со сверстниками. Часто в детском коллективе именно они попадают в категорию «отторгнутых»: с ними не хотят играть, стоять в паре, сидеть за одним столом. И здесь важно помочь ребенку осознать неправильность своей позиции. Хорошо, если это понимает и семья, и делает все возможное для формирования у него позиции полноценного человека. Бывает и так, что ребенок под воздействием семьи переоценивает свои возможности: привыкший в семье к постоянному восторгу и восхищению его умом, сообразительностью, фантазией за любую, даже небрежно выполненную работу, он ждет такой же оценки от учителя и детей. Для таких детей неприемлемо само понятие «неудача», они не привыкли прилагать усилия для достижения цели. Формирование критичности, трезвой самооценки у детей с нарушениями зрения ─ важное направление деятельности семьи в подготовке ребенка к школе. Но это совсем не означает, что хвалить ребенка не нужно. Похвала должна быть заслуженной и являться оценкой действительных усилий ребенка. Взрослым необходимо создать ребенку такие условия для деятельности, при которых он непременно добьется успеха. Успех ─ это сов падение результата деятельности (выученное стихотворение, чисто вымытые чашки, аккуратно и правильно вылепленная фигурка и пр.) с замыслом или инструкцией, это поступок, соответствующий установленной нравственной норме. Это преодоление трудности, продвижение в овладении каким-либо умением. И здесь даже малейший шаг вперед должен быть замечен и оценен по достоинству: «Ты чисто выстирала носовой платок. Но ведь это для тебя уже совсем нетрудная задача ─ ты давно научилась это делать. А вот то, что после тебя порядок в ванной, меня приятно удивило. Молодец, что все аккуратно сложила, помыла тазик, вытерла пол. Ты у меня уже настоящая помощница!» У многих детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны с тем, что они не умеют жить в коллективе: подчинять свои интересы коллективным, делиться гостинцами, игрушками, школьными принадлежностями, сопереживать неудачам товарищей, радоваться их успехам, уметь сотрудничать и кооперироваться в работе. Какие же условия обеспечивают полноценное личностное развитие ребенка и его подготовку к школе? Первое и самое главное ─ постоянное сотрудничество ребенка с нарушениями зрения с окружающими его взрослыми во всех делах. Ребенок не должен знать, что он является причиной горя и переживаний родителей. Тем более он не должен чувствовать, что его как-то по-особому выделяют среди других детей в семье. Такое выделение («Уступи, он ведь слепой», «Отдай свою игрушку (яблоко, конфету) слепому брату. Он ведь и так судьбой обижен» и пр.) формирует неприязнь у зрячих детей к незрячему брату или сестре является причиной глубоких семейных конфликтов. В связи с этим необходимо вспомнить слова известного американского педагога, слепого священника Томаса Кэррола: «Особым в отношении слепых детей может быть только обучение. Воспитание должно ничем не отличаться от воспитания зрячих детей». Ориентация на сотрудничество слепого или слабовидящего ребенка со своими зрячими братьями и сестрами ─ важная задача родителей. Это возможно лишь при гуманном и оптимистическом подходе всех членов семьи к слепому или слабовидящему ребенку, исключающем и диктат со стороны родственников, и чрезмерную опеку ребенка взрослыми и детьми. Такое сотрудничество осуществляется в разных формах и не сводится к словесному общению. Совместная работа по дому и учебные занятия, просмотр телепередач и чтение книг, прогулки и труд на садовом участке ─ все это в комплексе формирует личность ребенка. Даже тогда, когда вы, казалось бы, заняты своими взрослыми делами, ребенок все равно ориентирован на вас, от вас он черпает социальный опыт общений, оценок, суждений, наблюдает за работой взрослых, за занятиями и проблемами брата и сестры, за действиями, поступками, дает им оценку, пытается подражать. |
|